Для начала кратко опишем типовую бизнес-модель маркетплейса: это интернет-площадка, соединяющая базы клиентов с базами товаров и услуг. Обратите внимание: не поставщиков, а товаров. Мы еще вернемся к этому, казалось бы, второстепенному фактору. Разумеется, товар может быть брендирован, но не будем забегать вперед.
Какие очевидные выгоды дает маркетплейс покупателю:
1. Широчайший ассортимент
2. Удобно настроенный интерфейс поиска и выбора товара
3. Цена! Цена! Цена!
4. Сроки и самая быстрая логистика, иногда даже там, где ее не ждешь найти
5. Простая и надежная схема возврата, почти всегда.
Чего еще желать?
Но это для покупателя. Однако, участников товарно-денежных отношений всегда два: покупатель и продавец. Маркетплейс – это только посредник между ними, и настало время узнать, так ли все радужно для продавца.
1. Широчайший ассортимент маркетплейса в сотни раз увеличивает конкурентную среду, не фокусируя внимание клиента на товаре поставщика, а, наоборот, постоянно провоцируя, переключиться на товар конкурента.
2. Интерфейс поиска и фильтры выбора товара есть, но практически всегда исключающие возможность структурировать и фильтровать товар так, как это нужно производителю. А значит, товар будет фильтроваться по основным характеристикам, которые, как правило, у всех одинаковы. И как поставщику показать свою ценность? А никак. Значит выберут наиболее дешевый среди равных.
3. Цена… Думаю, что все давно уже начитались сотни историй поставщиков, у которых маркетплейсы порушили все другие каналы, уведя лояльных клиентов, оставив за собой право самим назначать цену на товар. Конечно, всё всегда нужно считать, и цели у выхода на маркетплейсы у всех разные (например, узнаваемость или продажа «типа тот самый бренд, но почему-то дешевле»). А еще рекомендую изучить динамику рентабельности этого канала за последние 3 года. Бессмысленно приводить среднюю температуру по больнице. Но поверьте, она вас может неприятно удивить.
4. С логистикой все ОК, если бы не одно «но»: обязательства перед маркетплейсами и серьезные штрафы за необеспечение требуемых объемов зарезервированного товара в срок. Однажды именно это условие остановило вашего покорного слугу заключить контракт с одним из маркетплейсов.
5. Возврат товара – отдельная тема, явно не из приятных для поставщика. Важно одно: от оперативного решения проблем клиента через маркетплейс поставщик явно не выигрывает.
Но все говорят, что маркетплейс - это круто!