Системный подход потребовал серьезного пересмотра существующей системы работы с Покупателями. Но заранее предоставленный план действий, согласованные решения и выделенные ресурсы со стороны руководства компании позволили довести дело до конца и не только удержать, но и привлечь новых.
Как вы, наверное, догадались, дорогие коллеги, решить столько задач в течение недели-двух было невозможно и поэтому, казалось бы, очевидные мероприятия на самом деле сформировались в мини-проект, продолжительностью в несколько месяцев.
Справедливости ради, нужно отметить, что ушедших клиентов на момент реализации проекта вернуть не удалось. Но, во-первых, это было дополнительной задачей, которая возникла уже по ходу проекта.
А во-вторых, сработало проверенное правило: удержать клиентов намного проще и дешевле, чем вернуть. Возможно, при готовности инвестировать в проект больше ресурсов, решили бы и эту задачу. Но ресурсов, как известно, всегда не хватает.
В заключении хочу отметить, что системная работа с клиентами остается самым недооцененным ресурсом развития бизнеса. Руководство компаний это понимает, но часто ограничивается «списком полезных дел», которые ожидаемо ни к чему не приводят. Единственным работающим решением остается системный подход в управлении клиентскими отношениями.