#1(14),
2020
Downloading Future
Please Wait...
CANCEL
Downloading...
Новогодние каникулы закончились внезапным звонком одного моего коллеги:
- Привет, ты не в отпуске? Есть разговор
- Что случилось?
- Представляешь, у меня уволился мой РОП (руководитель отдела продаж). Я вообще ничего не понимаю! Старый надежный сотрудник. Отгуляли корпоратив, все бонусы получили нехилые, и, вдруг, он сразу после праздников кладет мне на стол заявление.
- А когда ты с ним разговаривал в последний раз?
- Да у нас планерки каждую неделю…
- Да я не об этом
- А о чем?...
Что мы знаем о наших подчиненных? Часто – не более сухой справки из резюме.
… «Люди – наша главная ценность». Сегодня поговорим о том, как мы их ищем, формируем из них команды и… почему теряем.
О корпоративных (стратегических) целях компаний
Никогда не удивлялись, почему на вопрос о главных целях и задачах развития компаний всегда звучит ответ о росте прибыли и практически никогда – о создании сильной команды сотрудников?

В умных книжках еще 30 лет назад написали про важное и обязательное условие органичного развития компании – сбалансированность стратегических целей (BSC, Balanced Scorecard Nolan Norton Institute, 1990).
В системе есть блок целей и в отношении персонала.
    Они для каждой компании свои, но если коротко описать их суть, то их три:

    • Привлекать лучших (не всегда только уже готовых специалистов. Скорее, людей, потенциально наиболее подходящих под текущие цели и задачи компании и разделяющих ее корпоративные ценности)

    • Удерживать и развивать достойных (оправдавших доверие и показавших результативность)

    • Повышать их отдачу, максимально раскрывая и используя творческий и интеллектуальный потенциал
    Думаете, собственники и ТОПы – недальновидные и мало смыслящие в этом вопросе люди? Как бы не так. В большинстве своем все всё понимают. Но люди почему-то уходят…
      При попытке выяснить, почему так происходит, на первый взгляд, все очевидно: в любой компании есть внутренние противоречия и конфликты интересов.
      МНЕНИЯ СТОРОН
      (НЕ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ РАЗНООБРАЗИЕМ, К СОЖАЛЕНИЮ)
      МНЕНИЯ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ О СОТРУДНИКАХ:
        • Что мне может посоветовать этот "офисный планктон"? Уровень их опыта работы, знаний и лояльности оставляет желать лучшего. Я не могу им доверять

        • Они мало что знают и умеют. Шага лишнего не сделают. Слабо справляются со своими прямыми функциями и обязанностями. «Косячат» направо и налево. Постоянно увиливают от работы и не представляют, во что компании обходятся их опоздания и перекуры. Только строгий контроль и штрафы хоть как-то держат их в узде

        • Все попытки научить их чему-либо ничем не заканчиваются. Компания тратит время и деньги, но через некоторое время все возвращается "на круги своя"
          МНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ О ТОП-МЕНЕДЖЕРАХ:
            • Нам никто не говорит о планах развития компании. Нас никогда не спрашивают, что мы думаем о работе. Просто тупо поднимают каждый год планы, не объясняя причин и способов их достижения. Не увеличивают ни ресурсов, ни зарплат

            • Компании выгодно, чтобы мы недовыполняли планы. Компания хорошо экономит на невыплатах премий и бонусов. При этом руководство «никогда себя не забывает»

            • Тренинги? Чистый формализм. Не понятно, кто их придумывает и зачем. Боссам не нужны сотрудники, умнее их... Они хорошо устроились, и им не нужны перемены, которые могут привести к их замене. Это «их система». Они сделают все, чтобы она оставалась такой, как можно дольше
                Руководство «закручивает гайки», демонстративно «гнобя» сотрудников, завешивает офисы камерами и скрытыми микрофонами, штрафует и грозит увольнением.

                Сотрудники в долгу не остаются: элементарно обходят системы контроля, тихо гадят, сливая информацию налево, врут, саботируют, воруют, пишут пасквили о компаниях в отзывах, и, разумеется, «не надрываются».
                В общем – «идилия» и «высокие отношения».

                Увы, это далеко не редкость. Акценты и масштаб у всех разный. Кто-то у себя в компании с удивлением про это только узнает, а кто-то - давно хорошо знает и просто приспособился, практикуя разные «сыворотки» и «противоядия».

                Но суть везде одна и та же: это постоянная «война» двух разных миров, где с одной стороны оба зависят друг от друга, а с другой - каждый живет и выживает, как может. Разумеется, всегда присутствуют вуалирующие полутона: стремление казаться «стрессоустойчивым», «неконфликтным», соблюдать «корпоративную этику», «не выносить сор из избы» и делать вид, что принимаешь «патоку корпоративной толерантности», которая только копит негатив и взрывается в самый неподходящий момент.

                И все было бы прозой жизни, если бы не одно "но": и компания, и сотрудники (зависит от того, кто кого опередит) несут материальные и психологические потери. Причем, компания – несоизмеримо бóльшие.
                МЫСЛИ СОЗЕРЦАЮЩЕГО "ВАРЯГА" (по результатам множества бизнес-аудитов)
                ТОП-МЕНЕДЖЕРАМ:
                  • Уверен, вы понимаете, что при таком подходе к формированию главного ресурса (персонал), компания в лучшем случае будете постоянно (!) иметь неисчерпаемый источник дополнительных издержек. Причем, с периодичностью и размахом, способным вас неприятно удивить в самый неподходящий момент
                  • Понятное стремление масштабировать бизнес и постоянно увеличивать прибыль без учета системной модернизации и развития своих сотрудников – затея сомнительная и провальная. Делать "чиповку" двигателя без учета соответствующих изменений подвески можно в очень ограниченных диапазонах
                  • И еще: сотрудники никогда не будут работать так, как вы. Никогда. Просто потому, что это не их бизнес. Но можно сделать их присутствие максимально обоюдовыгодным. Не навсегда. На время.
                  СОТРУДНИКАМ:
                    • Определитесь, с какой целью вы приходите на работу.
                    • Сформируйте для себя набор критериев и определите, что вас не устраивает на текущей работе
                    • Определите значимость и степень раздражения. На что-то можно махнуть рукой, а что-то может сделать вашу жизнь каторгой
                    Хотите развития – перенимайте опыт и учитесь у тех, кто вам может передать компетенции.
                    Есть свои идеи - готовьте и презентуйте их

                    Обсуждайте это с вашим руководителем. Не хотят слушать и слышать – уходите. Но сделайте это красиво и достойно.

                    Жизнь – это постоянное движение вперед (если вы того захотите), и никогда не знаешь, где и кого встретишь. Одни двери закрываются, другие откроются. Просто "уходя уходи".
                      "ТАК БЫЛО, ТАК ЕСТЬ И ТАК БУДЕТ!" ИЛИ ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ
                      ТОП-МЕНЕДЖЕРАМ:
                        Без команды управленец – никто. У вас может быть разный опыт работы, стиль управления и свои текущие цели в компании. Так проинвестируйте в ту модель и тех сотрудников, кто вам подойдет. Но только честно.

                        1. Не готовы к изменениям – не ищите лучших и не морочьте им голову завышенными требованиями к кандидатам. Собственникам с "ручным" управлением из 90-х: просто хотеть изменений - мало. Нужно честно спросить себя: готовы ли вы на самом деле меняться? Сил одному тащить уже нет, а бросить жалко? Ну так не стройте планы на масштабирование. И, скорее, это будет благом...
                        2. Готовы на изменения? Осмысленно подойдите к этому вопросу. Проведите бизнес-аудит и определите, под какие задачи/бизнес-процессы вам нужны люди и с какими компетенциями. Умело комбинируйте имеющийся «золотой запас» и «новую кровь».
                        В каждом бизнесе свои особенности: кому-то нужны опытные высококвалифицированные сотрудники с консервативным подходом к работе, а кому-то - «безбашенная» творческая молодежь для стартапов, готовая работать круглосуточно, но чтобы "не к 9 утра, на "ты", было интересно и нормально платили»
                          3. Инвестируйте не в знания сотрудников, а в нужные вашей компании компетенции: маркетинг, продажи, финансы, менеджмент. В первую очередь - в своих управленцев среднего звена. Они - ключевое условие успешного декомпозирования стратегических целей на уровень операционных.

                          Разрабатывайте свои корпоративные программы, а не пользуйтесь типовыми тренингами, которые читают, как под копирку всем и повсеместно. Причем, «иконостас» тренера не влияет на результат. Если это не проект/система, настроенная под ваши нужды, то через месяц-другой все вернется на круги своя. Повальные тренинги только для продаж не могут изменить всю систему. Одна настроенная шестеренка не повлияет на точность и надежность часового механизма.
                            4. Привлекайте сотрудников к вопросам развития компании. Хотя бы на уровне информирования. Сразу отпадет львиная доля вопросов. Люди начнут понимать, что происходит и куда движется компания.

                            Много раз видел, как «загорались глаза» у тех, кого привлекали для обсуждения таких вопросов, спрашивали их мнения. А уж про нефинансовую мотивацию и драйв, которые еще долго питали тех, кто привлекался для разработки стратегии компании и говорить нечего
                              СОТРУДНИКАМ:
                                Можно сколько угодно винить руководство во всех грехах, но пока вы сами не определитесь, чего вы хотите (или не хотите), будет как в известной песне "а с нами ничего не происходит и вряд ли что-нибудь произойдет"

                                1. Определитесь с вашими персональными целями на ближайшие 2-3 года. Вариант «хочу больше бабла», мягко говоря, не прокатит. Соотнесите три ключевых критерия: Карьера – Семья/Личная жизнь – Здоровье. Определите свою систему сбалансированных целей на выбранный период.
                                "Упакуйте" это (для себя) в четкую взаимосвязанную логику:
                                • баланс критериев
                                • направление вектора развития/роста
                                • жизненные принципы и ценности
                                Проверьте: «бьются ли» они с аналогичными у компании… Главное, чтобы они были не в противофазе… Определившись с целями, накидайте для каждой из них хотя бы по паре реперных точек, чтобы позднее оценить динамику движения
                                2. В зависимости от вашего возраста, опыта и целей на ближайшие 2-3 года устраивайтесь в компанию, где вероятность достижения системы ваших целей более высокая (гарантий, понятное дело, вам никто не даст). Деньги важны, но они решают не все. Если, конечно, вы действительно хотите расти и развиваться. В одних компаниях у вас на это уйдет 5 лет, в других – 2-3 года.
                                Слушайте себя. Видите, что вы «буксуете» или ваш руководитель больше ничего вам дать не может – начинайте искать другую компанию
                                  3. Прекратите искать виноватых. Прежде всего спросите себя: что вы сделали для изменений. Вы никогда не поймете ТОПов, пока не станете ими. Проявите себя. Но не заваливайте руководство «у меня есть идея!». Проработайте идею.
                                  • Убедитесь в том, что она лежит в плоскости текущих целей и задач отдела/компании
                                  • Просчитайте эффект (результат за вычетом ресурсов)
                                  • Представьте результат в простой и наглядной форме.
                                  С большой вероятностью это, как минимум, заметят. Возможно, оценят. Нет? Узнайте причины. Если никакой обратной связи - 2-3 аналогичные попытки, и можно задуматься о новом месте
                                  Вместо эпилога

                                  Тот руководитель отдела продаж ушел к конкурентам. «Видел, говорил, пытался изменить». Очевидно, не услышали. А, возможно, устал. Теперь все инвестиции предыдущей компании в него, а также опыт и знания служат другой компании… Обычное дело…

                                  Самая большая несправедливость жизни в том, что цели развития компании и сотрудников, как правило, не совпадают. Компанию интересует постоянный рост прибыли. Сотрудников – своя система целей, описанная выше.

                                  В этом тандеме всегда есть место как взаимным выгодам, так и взаимным потерям. Это совершенно нормально. Скажу больше: наверное, и компании, и сотрудники могут быть взаимно полезны друг другу лишь какой-то период, пока они взаимообогащают друг друга во всех смыслах. Для одной пары он может составлять десятилетия, для другой – месяцы.

                                  Использовать максимально эффективно эти периоды – важная и непростая задача, где ТОП-менеджменту компаний отводится ключевая роль.

                                  Made on
                                  Tilda