КЕЙС #3

«Как мы остановили текучку кадров,
на 75%↓ время на поиск новых
и на 70%↑ количество прошедших испытательный срок сотрудников»

ДМИТРИЯ МАЗУРИНА

БИЗНЕС-ЭКСПЕРТИЗА

СОДЕРЖАНИЕ И БЫСТРЫЕ ПЕРЕХОДЫ
    1. ВСТУПЛЕНИЕ И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
    Постоянная текучка кадров и проблемы с наймом нужных сотрудников – большая головная боль для современных компаний. У меня не проходит месяца, чтобы кто-нибудь из партнеров не позвонил и не спросил: «А у тебя, случаем, на примете нет хороших продавцов и/или маркетологов?». Почему же так сложно с кадрами при таком изобилии претендентов?
      Причин несколько:

      • Понятие «хороший» очень условное. Задачи, обязанности, ресурсы и зоны ответственности для, казалось бы, одних и тех же вакансий в разных компаниях разные. Но компании часто сами толком не знают, кто и для каких задач им нужен. Поэтому не замечают, как подменяют конкретное «нужный» на абстрактное «хороший»;

      • в большинстве компаний нет четкой стратегии в части персонала. Сотрудников можно привлекать и растить, можно развивать имеющихся, а можно перекупать уже готовых специалистов на стороне. Многие считают, что данный вопрос оперативно решается по факту возникновения потребности. Бывает и так. Но чаще это - системный вопрос. Если им заниматься лишь время от времени, ничего путного, как правило, не выходит;

      • даже получив перспективные кадры, компании их не удерживают и теряют. Как новых, так и своих, давно работающих. Причем, повышение зарплат часто не спасает. Почему?

        2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
        Руководство компании обратилось ко мне с просьбой:

        • провести независимую диагностику коммерческой службы;

        • разобраться со причинами текучки кадров и проблемами поиска новых сотрудников;

        • разобраться в ситуации: только 3 продавца работают нормально (70% оборота), а остальные 5 - неэффективно и очень неровно;

        • выяснить, почему 3 успешных руководителя отдела маркетинга ушли один за другим спустя 3 месяца после начала работы
          3. Диагностика выявила 2 ключевых блока проблем
          Проблема найма:
          • люди набираются по старой примитивной схеме: из интернета копируются вакансии продавцов/маркетологов и размещаются на сайте компании или сайтах по найму;

          • тратится очень много времени на собеседования, а кол-во принятых на испытательный срок сильно ему непропорционально;

          • только 30% проходят испытательный срок, чаще люди уходят сами;
            Проблема разной эффективности и высокой текучки продавцов:

            • слабый менеджмент отдела. Вместо того, чтобы грамотно управлять, часто руководители отделов (в прошлом продавцы и маркетологи) продолжают сами продавать и вести маркетинговую активность;

            • в компании никто не занимается адаптацией новых сотрудников. Нет и программ адаптации. Зато применяется идиотская система «держи каталоги продукции, изучай мат. часть»;

            • только треть от прошедших испытательный срок, продолжает работать более года по причине низкой финансовой и нефинансовой мотивации;

            • система мотивации выстроена так, что опытные продавцы не заинтересованы в новых сотрудниках. Поэтому не оказывают им никакого содействия в быстрой адаптации, не делятся опытом и знаниями, не помогают и не объясняют «что-как». Отсюда нездоровая атмосфера в отделе продаж между опытными и новыми сотрудниками;

            • низкий уровень компетенций как руководителей, так и опытных рядовых сотрудников, развитием которых никто в компании не занимается;

            • у маркетологов ситуация не лучше. Так же, как и в продажах, руководители и сотрудники до конца не понимают своих целей и задач и не могут реализовать себя в компании. Поэтому уходят в поисках более понятных задач и функций, а также более грамотных руководителей
                4. ЧТО СДЕЛАЛИ
                • в коммерческом отделе (продажи и маркетинг) «прокачали» управленческие компетенции руководителей, сформировав единое информационное поле;
                • обозначили задачи, проработали матрицы «функции – компетенции». Стало понятно, кого, под какие задачи и с каким компетенциями искать;
                • разработали и внедрили бизнес-процесс «Заявка на поиск сотрудника в отдел продаж/маркетинга». Это позволило на 75% сэкономить время руководителей;
                • разработали программы адаптации для сотрудников коммерческого отдела, что повысило на 70% количество и качество успешно прошедших испытательный срок;
                • назначили ответственных лиц и ввели KPI сотрудникам отделов HR- и руководителям отделов продаж и маркетинга за успешное прохождение новыми сотрудниками испытательного срока. Теперь сотрудники четко понимали задачи на испытательный срок и систему критериев успешного прохождения;
                • разработали программу повышения компетенций для сотрудников коммерческого отдела на постоянной ежегодной основе. Малоэффективные разовые тренинги были забыты, как «страшный сон»;
                • изменили систему мотивации в отделах продаж и маркетинга таким образом, чтобы сотрудники не конфликтовали из-за клиентов и им было выгодно работать, помогая друг другу. А маркетинг, наконец, начал приводить новых клиентов
                5. ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК
                На этапе формирования программы адаптации сотрудников возникло 2 непростых вопроса:

                i. По каким критериям оценивать успешность прохождения испытательного срока;

                ii. Кто должен отвечать за успешность прохождения испытательного срока нового сотрудника

                По первому вопросу договорились быстро: по факту прохождения компания должна была получить сотрудника, способного самостоятельно выполнять персональный план продаж или маркетинга;

                Со вторым возник конфликт интересов: в HR-отделе считали, что это дело руководителей профильных отделов. Руководители отделов продаж и маркетинга ответили, что они могут влиять только на функциональные компетенции. Пришлось разработать подробную «дорожную карту адаптации», где расписать план на все 3 месяца с закреплением ответственности между HR- и профильными отделами по каждому из этапов программы адаптации. Добавили в мотивацию руководителей всех отделов KPI по новым людям.
                6. выводы
                Потери от текучки кадров для бизнеса мало кто считает, а зря:

                • по отчетам Antal Russia в 2020 году, текучка в разных отраслях составляла 20-40%;

                • другие источники посчитали, что каждый, не прошедший испытательный срок, обошелся компании в среднем в 3-5 месячных окладов (по совокупной стоимости часов привлеченных руководителей разных уровней). А с учетом 2-3 повторов – все 10-15 окладов;

                • совокупные потери компании в результате текучки оцениваются в среднем в 5-10% среднегодовой выручки, в зависимости от количества продавцов и качества настроенных бизнес-процессов;

                • одинаково важно уметь правильно привлекать, удерживать и развивать своих сотрудников. И это должна быть программа с ответственным и бюджетом, а не очередное «тушение пожара»;

                • в части диагностики истинного текущего состояния с кадрами и поиска решений привлечение сторонних экспертов может сыграть ключевую роль. Свои редко представляют причины и масштаб бедствия.

                А ЕСЛИ У НАС В КОМПАНИИ НЕЧТО ПОДОБНОЕ?
                Оставьте заявку или свяжитесь со мной напрямую.
                МНЕ ВАЖНО, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИИ
                Заявка на бесплатную консультацию
                Пообщаемся, обсудим вашу ситуацию. Вас это ни к чему не обязывает.
                Решение каких задач побудили вас обратиться к нам?
                Отметьте галочками (можно несколько)
                «Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных».
                Политика конфиденциальности
                Спасибо. Ваше мнение учтено.
                Made on
                Tilda