КЕЙС #8

Как мы оптимизировали ассортиментную матрицу и добились увеличения прибыли на 12%

БИЗНЕС-ЭКСПЕРТИЗА

ДМИТРИЯ МАЗУРИНА

СОДЕРЖАНИЕ И БЫСТРЫЕ ПЕРЕХОДЫ
    1. ВСТУПЛЕНИЕ
    Управление маркетингом включает в себя 5 функций.
    Первая и ключевая - управление продуктом. Продукт или услуга - это то, с чем компания выходит на рынок и то, что является ядром ее ценностного предложения.
    Что значит "управлять продуктом"?
    В этом кейсе мы кратко разберем основные этапы разработки и результаты применения основного инструмента управления продуктом продакт-менеджера - ассортиментной матрицы.
    2. ЗАПРОС И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
    С запросом на оказание помощи в формировании системы управления маркетингом ко мне обратилась одна из региональных компаний, специализирующихся на выпуске кондитерских изделий.

    Среди многих важных вопросов, требующих решения, особняком стоял вопрос оптимизации продуктовой линейки.

    На момент обращения в компании не существовало ни ассортиментной матрицы, ни позиции продакт-менеджера, ни представления о том, что управление продуктом - это целая отдельная позиция со своими целями, функциями, бизнес-процессами, метриками и инструментами, серьезными компетенциями, а также зонами ответственности.

    3. ДИАГНОСТИКА
    Анализ ассортимента показал:
    • в разрезе одного вида компания производит 66 позиций в 9(!) вариантов веса (от 0,250 до 1,2 кг). При этом почему-то используется аж 7 видов упаковки. Причем, как позднее показало проведенное сегментирование ассортимента, такое количество позиций не означало осмысленную ширину категории. Зачем такое количество вариантов одного продукта и упаковки, ответить никто не смог...;
    • на продукт, смело претендовавший на роль уникального, была выставлена цена, сопоставимая с обычным, вынужденным испытывать сильную ценовую конкуренцию. Тогда как его ценность была ощутимо выше и на нем без труда можно было бы зарабатывать значительно больше;
    • аналогичная история была выявлена и с другими категориями продукта

    4. КАК ПОДХОДИЛИ К РЕШЕНИЮ
    В рамках программы по подготовке продакт менеджеров была предложена модель "Теория + 4 час практики": презентация с погружением в тему и основы ассортиментной матрицы, а также практическая часть с формированием ассортиментной матрицы клиента.

    По факту предложенных бизнес-гипотез проведены тестовые расчеты и производство альтернативных вариантов продукта.

    5. ЧТО СДЕЛАЛИ
    • Провели презентацию основных подходов к управлению продуктом с использованием ассортиментной матрицы, передав знания и повысив уровень компетенций руководителей и продакт-менеджеров.

    • проанализировали существующий классификатор продуктов и предложили новый вариант структуры категорий с учетом согласованных критериев;

    • запросили всю необходимую финансовую отчетность и провели необходимые расчеты базовых показателей ассортиментной матрицы (выручка, прибыли, рентабельности, точки б/убыточности и рентабельности и т.д.);

    • провели аналитику, сравнив с плановыми показателями. Выявили очевидные возможности оптимизации. Предложили и отработали гипотезы дополнительных вариантов продуктов.

    6. Что ПОШЛО НЕ ТАК
    Часто так бывает, что маркетинг лишен возможности (часто объективно, так как никто в этом не нуждается) на постоянной основе получать финансовые отчеты и анализировать продукт. Поэтому запрос в финансовый отдел на получение таких данных для матрицы сначала вызвал вопросы и затруднения.

    Такая же история произошла с рядом данных и с производством, и с точками продаж. А все было очень просто: определенные данные никто не считал и не собирал... "Так задачу никто не ставил..."

    Пришлось моделировать, аппроксимировать, что-то считать самим, но руку на пульсе держали, чтобы сильно не увлекаться...

    7. Выводы
    1. Программа еще только подходила к концу, а уже были приняты первые решения и выводы оказались весьма интересными: оптимизация дала +13% по валовой прибыли и +3,8% по рентабельности
    2. При этом оптимизация матрицы уменьшила кол-во SKU на 20%, а вариантов упаковки - на 56%
    3. В свою очередь это способствовало повышению выработки на 10%
    4. Разработка ценностного предложения (где продукт - только его часть) позволила на часть продукта повысить РРЦ без потери объема продаж в шт., а на часть продута увеличить частоту закупок.

    Материал основан на одной из программ, информацию по которой можно найти в списке предоставляемых услуг.

    Made on
    Tilda