#6(23),
2021

"Проект закончен. Что дальше?"

СОДЕРЖАНИЕ И БЫСТРЫЕ ПЕРЕХОДЫ
    1. ВМЕСТО ПРОЛОГА
    После настройки коммерческой службы проект формально можно считать законченным.
    На самом деле все только начинается.
    Именно с этого момента все с нетерпением ждут первых результатов проекта.
      Что считать результатом проекта по развитию бизнеса?
        Во-первых, это зависит от целей, которые ставились еще на этапе бизнес-аудита. Они могут быть у каждой компании свои:

        • кому-то - рост клиентской базы
        • кому-то - оптимизация бизнес-процессов
        • а кому-то – новые люди и функции вместе с изменением орг. структуры.

        Но даже в случае, когда в тот момент звучало примитивное «хочу больше денег» «хочу понимать, куда и как развиваться», уже на этапе «Цели и Стратегия» становилось понятно, что вариантов реализации такого «хочу» может быть несколько. Все нужно анализировать и считать.

        Вo-вторых, опытные ТОП-менеджеры и собственники бизнесов прекрасно понимают, что одно дело - подготовить реализацию проекта на бумаге и совсем другое – реально ее запустить. И в каждой компании, как уже писалось ранее, далеко не все и не всё будет готово включиться в эту реализацию.
            2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
            Что мы получаем по факту проекта?

            Разумеется;
            • актуализированные с учетом рыночнй аналитики цели и стратегию;
            • бюджет и маркетинговый план
            • подготовленный и настроенный коммерческий отдел (продажи и маркетинг)
            • систему мотивации.

            И это уже много.

            Но заработает ли это само по себе? Увы, практически никогда. Слишком сильна в компании инерция, стереотипы и устоявшаяся «зона комфорта». Нужен толчок в виде начала организационных изменений и удерживание компании от скатывания назад.
                Вывод 1:
                Проект запускает организационные изменения в компании. И это самое важное условие будущих ожидаемых результатов. Но сами по себе они быстро сойдут на нет. Нужна система постоянного мониторинга и своевременная реакция на такие изменения.
                3. ЧТО ДЕЛАТЬ
                Запустить и поддерживать изменения!

                Первые изменения запускаются еще на этапе бизнес-аудита. В момент его проведения, когда с интересом, когда с сомнением или иронией, участники проекта вовлекаются в нечто новое и начинают наблюдать, что это такое и зачем это нужно.

                Часто по началу этому не придают особого значения, считая, что «руководство побесится пару недель и успокоится».

                Но если проект продолжается, то все больше людей в компании видит (если не участвует), что на этот раз руководство решилось на что-то более серьезное.
                    Проект выстроен так, чтобы участники параллельно с полученными теоретическими знаниями и практическими занятиями могли решать свои текущие коммерческие задачи (трансформируя полученные знания в компетенции). При таком подходе дело идет куда веселее.
                    А если под них на финальном этапе еще скорректирована и система мотивации, то «форсаж» изменениям обеспечен.
                    4. ОСОБЕННОСТИ
                    В конце формальной части проекта возникают 2 ожидаемые проблемы:

                    1. Если в основном сквозном бизнес-процессе, например, «Реализация», задействованы и другие структуры, которые не были вовлечены в проект с самого начала, то как их вовлечь в начавшиеся изменения? Компания – единый организм. Одна коммерческая служба реализовать изменения не сможет

                    2. Как избежать эффекта «откатывания» процессов на прежние, до проектные позиции? А такой соблазн неизбежно будет возникать несколько раз. Это похоже на боль в мышцах в первые недели начала тренировок, когда хочется послать все к черту и вернуться в прежнее состояние
                        5. РЕШЕНИЕ
                        По факту формального окончания проекта по желанию заказчика предоставляется услуга по «сопровождению организационных изменений».

                        Сопровождение может выражаться в разных форматах, например, стратегические квартальные сессии. Такой формат акцентирует внимание исключительно на системных и значимых (с точки зрения влияния на главный результат коммерческой компании – прибыль) задачах, которые возникают по факту внедрения орг. изменений.

                        Теперь это уже требует участия всех структур. А периодическое проведение сессий не позволяет «откатываться» назад в надежде, что это было единичное мероприятие.
                            Поэтому формат периодически проводимых статегических сессий при должной подготовке и правильно выбранной тактике проведения как нельзя лучше позволяет решить 2 указанные выше проблемы. И это чуть ли не более важное условие достижения целей проекта, чем его первые 3 части.
                            6. ИНСТРУМЕНТЫ
                            Так что же такое и зачем нужна стратегическая сессия?
                            Стратегическая сессия - форма групповой работы управленческой команды компании, по совместной разработке стратегически значимых решений.
                              Для каких задач такой формат бывает эффективен?

                              • «мозговой штурм» формирования / корректировки / достижения стратегических целей (иногда в этот момент такие цели, наконец, становятся известными для окружающих)

                              • сложные, запутанные, многофакторные проблемы, о которых все давно знают, но никто (не хочет) не может их решить, считая, что это должен сделать кто-то другой
                                  • неочевидные задачи, например, разработка, производство и вывод на рынок нового продукта. Такие решения требуют всестороннего анализа и взвешенной оценки всех участников сквозного процесса: от маркетинга до производства и продаж

                                  • для только что проведенного проекта по развитию бизнеса: контроль за выполнением начавшихся орг. изменений и органичное эволюционное вовлечение смежных структур в эти изменения
                                      В ходе таких сессий удается решить и важные попутные задачи:

                                      • Определить / контролировать ход выполнения стратегии

                                      • Обсудить ключевые инициативы текущего периода

                                      • Выровнять между участниками / структурами понимание текущих тактических задач

                                      • Вовлечь в диалог и обеспечить эффективное взаимодействие структур в будущем

                                          Как часто нужны такие сессии?
                                          Это зависит от вышеизложенных задач. В основном, применяют квартальные. Однако в каждой компании этот инструмент может быть гибко настроен под конкретные требования и возможности.
                                          7. ПОЧЕМУ ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ НЕ ТАК ЭФФЕКТИВНЫ
                                          Но, казалось бы, зачем такие сложности? Провел очередное совещание у ГенДира, раздал всем «люлей» и все снова заработало. Но нет. И вот почему (из откровений клиентов):
                                            1. Совещания у ГенДира или «Стратсессии своими силами» превращаются в обычное бюджетирование.

                                            План/Факт за предыдущий период поднимается на 15-20%, и вот он, будущий год, в цифрах. Вроде как стратегическую сессию провели. Но никакой стратегической сессии не было. Просто построили в Exсel очередную таблицу.
                                                  2. Бывает и другой формат: «разборки» и игра а-ля «а кто у нас сегодня крайний?».

                                                  • ГенДир «катит бочку» на руководителей, те отвечают взаимностью;
                                                  • центральный офис опять (почему-то) отгрузил клиентам филиалов;
                                                  • маркетинг и продажи: тут все как обычно, без шансов на взаимопонимание.

                                                  Проблема в том, что «а с нами ничего не происходит и вряд ли что-нибудь произойдет». Все возвращается "на круги своя" после совещания.
                                                        3. Существует устойчивое мнение, что стратегическая сессия - это обычное совещание, к которому можно не готовиться, а некий team-building. Соберемся в неформальной обстановке и… придумаем стратегию (!).

                                                        Неформальная обстановка бывает нелишней, но только она имеет мало отношения к разработке или актуализации стратегии, или решению действительно сложного вопроса.
                                                              4. Ошибка с масштабом охвата решаемых проблем. Либо слишком широкий или, наоборот, слишком узкий фокус применения стратегической сессии. Например: или «за все хорошее против всего плохого», или только для одного из отделов / части бизнеса.
                                                                    Очевидно по этим причинам в компаниях, где такой формат используется на постоянной основе, всегда зовут эксперта со стороны. И особенно ценно, если он был инициатором орг. изменений (например, в продолжение решений проекта по развитию бизнеса).
                                                                    РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
                                                                    «Сопровождение» организационных изменений – важнейший этап удерживания компании на достигнутых позициях проекта.

                                                                    Такого рода «сопровождение» решений проекта позволяет компании максимально быстро выходить на ожидаемые результаты и поддерживать их "на плову", следуя выбранному курсу, т. к. центр принятия решений, ресурсы, контроль за выполнением и постоянная оперативная независимая обратная связь сосредоточены в одной группе лиц компании.
                                                                    2021 ©️ Все права защищены.
                                                                    А ЕСЛИ МНЕ УЖЕ ПОНЯТНО, ЧТО НУЖЕН ТАКОЙ ПРОЕКТ?
                                                                    Оставьте заявку или свяжитесь со мной напрямую.
                                                                    МНЕ ВАЖНО, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИИ
                                                                    Made on
                                                                    Tilda