#4(21),
2021
"Стратегия. Продолжение"
Процесс
"Развитие Бизнеса".
Часть III.
СОДЕРЖАНИЕ И БЫСТРЫЕ ПЕРЕХОДЫ
    1. ШАГ 2."ОТЫЩИ ВСЕМУ НАЧАЛО..."
    На этапе проведения бизнес-аудита становится понятно, имеются ли у компании стратегические (на горизонте 2-3 лет) цели и стратегия по их достижению или нет. Если вынести за скобки описанные ранее ситуации, когда стратегия пока не нужна, то для остального большинства этот вопрос всегда актуальный. Иногда критически.
      На просторах интернета не умолкают споры о необходимости стратегических целей и стратегии. Мнений типа «мы живём в России, и здесь стратегии не работают», «зачем мне какая-то стратегия, если в следующий понедельник всё может измениться», «кому я буду про нее рассказывать? Собрал людей и сказал, что делать. Вот и вся стратегия» в изобилии.
        Если всё так очевидно, то почему, например, каждый родитель задаётся вопросом о том, в какую школу, а затем и институт пойдёт его чадо?

        • нестабильная ситуация в России была всегда, сколько себя помню;
        • возражения «сначала нужно закончить школу» воспринимаются не как отменяющие направление и план действий, а как корректирующий фактор;
        • нежелание говорить на эту тему в формате «закатывающихся к небу глаз чада» воспринимаются просто как должное.

        И тем не менее, первоначальные цели и стратегия по выводу ребенка в жизнь есть у каждого родителя. Кому не все равно, разумеется. Она может не сработать. Но она есть, и ее стараются реализовать. И это на ближайшие 15 лет (11 лет в школе + бакалавриат). В конце концов ее можно корректировать по факту получения новых вводных.
            А про бизнес на горизонте 2-3 лет, не?
            • Каким вы его видите через 2-3 года?
            • Что в связи с этим вы планируете делать?
            • Что для этого потребуется?
            Или пусть все само собой как-то образуется?
            Как говорится, каждый имеет право выбора: на чьих ошибках учиться, чем и сколько за это заплатить...
            В конце концов стратегию можно формулировать не только в классическом виде.
              3. Постановка задачи
              Есть 2 сценария:

              • целей и стратегии нет. Их нужно создать и «продать» внутри компании (т.е. получить принятие коллегами и их готовность быть вовлеченными в реализацию по достижению)
              • они есть, но нуждаются в актуализации и принятии обновленной версии внутри компании. Обычно каждые 2-3 года. Часто под целями понимают только финансовые, забывая о том, что они – это надводная часть айсберга. Без стратегических целей по клиентам, процессам и сотрудникам их достичь трудно, а главное – возможно только в краткосрочной перспективе. И, как правило, с большими перекосами.
                    Что делаем на проекте:

                    В первом случае мы формируем цели и стратегию на основании:

                    • орг. диагностики (бизнес-аудита - этап 1)
                    • целей и видения собственников бизнеса/ТОП-менеджеров
                    • формализованных результатов актуализированной рыночной конъюнктуры (писал ранее)
                    • проводимого силами команды компании анализа и выбранной на его основе наиболее реалистичной маркетинговой стратегии

                    Во-втором случае, если цели и стратегия уже есть, мы делаем тоже самое, но не создавая «с нуля», а актуализируя имеющиеся цели и стратегию.
                          В конце этого этапа логически напрашивается операционный план действий на ближайший год, который позволяет крупными мазками набросать основные мероприятия (вехи) на пути реализации выбранной стратегии и оценить требуемые ресурсы (люди, время, финансы, информацию и технологии)
                            4. ОСОБЕННОСТИ
                            Требуемые ресурсы этапа:

                            Главным и обязательным ресурсом на этом этапе выступает команда единомышленников (часто из руководителей структур компании, участвовавших на этапе 1), которая проходит все уровни и защищает в конце этапа перед руководством и руководителями других структур разработанную своими силами стратегию.
                                  Определить стратегию – это только часть задачи. Ее нужно «продать» внутри компании, заручившись пониманием и поддержкой всех структур.

                                  В этом главный «животворящий» результат этапа и его главная сложность. Компания должна создать такую команду, определить лидера, который возьмет на себя функции организации процесса обучения команды и контроля за выполнением всех практических заданий. Он же отвечает за дисциплину, что очень важно на дистанции этого этапа в несколько недель. Без команды и ее лидера реализовать этап очень сложно
                                        Вторым важным ресурсом этапа является время.
                                        Обычно это несколько недель. Все пункты этапа логически взаимосвязаны друг с другом и вытекают один из другого. А обязательные практические занятия по каждой из тем этапа важны для перевода полученных сотрудниками знаний в компетенции для решения текущих задач компании.

                                        Этим реальный проект отличается от академических знаний в университетах (что тоже нужно, но больше про фундаментальные знания, нежели про практические компетенции).
                                              5. ИНСТРУМЕНТЫ
                                              В зависимости от конкретной ситуации (размер и опыт компании на рынке, специализация и особенностей сферы бизнеса, имеющихся ресурсов и т.д.) определяются требуемые инструменты, среди которых могут быть как классические, так и современные (PEST, 5 сил Портера, Позиционирование-Ценность-УТП, SWOT, Миссия, Busines Canvas/Lean Canvas, JTBD, CJM, BlueOcean и др.). Какие-то могут применяться на этом этапе, какие-то на следующем. Все очень индивидуально. Выбираем то, что нужно компании прямо сейчас. Остальное можно добрать позднее.
                                                    5. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭТАПА
                                                    • актуализированная рыночная информация (рынок – клиенты - конкуренты) для своих рыночных сегментов, а значит аргументированные оцифрованные данные для принятия управленческих решений
                                                    • набор классических и современных инструментов для сбора и анализа данных (в первую очередь, для маркетинга) с практическими занятиями под текущие задачи компании (а, заодно, и мощную «прокачку» сотрудников актуальными коммерческими компетенциями)

                                                    • Разработанную/выбранную силами своих сотрудников наиболее оптимальную стратегию по целям, которые они же сформулировали и согласовали с руководством

                                                    • Высокую степень готовности реализовывать (свою) стратегию, что решает самую большую проблему: стратегию обычно пишут одни и где-то, а (не)выполняют другие и в компании. Назовите хотя бы 1 причину реализовывать стратегию тем, кто о ней ни сном, ни духом

                                                    • Мощный командообразующий и сплачивающий эффект руководителей смежных структур, которые, обычно, не сильно стремятся понимать и сотрудничать друг с другом

                                                    • Для руководства: при непосредственном участии в проекте (что настоятельно рекомендуется, т.к. усиливает эффективность проекта в разы) наблюдение и оценку компетенций/потенциала своих руководителей для формирования кадрового резерва компании. А еще и сводит к нулю опасения, что сотрудники придумают что-то не то
                                                    7. ВМЕСТО ВЫВОДОВ
                                                    Как видно из списка результатов, переоценить значение второго этапа проекта невозможно. Это и «флаг на горизонте», и «дорожная карта» и «прокаченные» актуальные коммерческие компетенции сотрудников, и требуемые ресурсы одновременно.

                                                    Главное же – все это сделано головой и руками своей команды. Сами создали, сами защитили, самим и выполнять.

                                                    Иногда спрашивают, а если не сработает? Гарантий никто никогда дать не может. Стратегия - понятие военное. Всегда ли в истории, даже хорошие стратегии решали исход событий? Не всегда, но часто. Стратегии создают и реализуют люди.
                                                        В бизнесе - как на войне. Поэтому наличие стратегии - это уже много. А в версии нашего проекта ее наличие усиливается теми, кому придется кто захочет ее реализовать без прочих сомнительных причин и объяснений. Потому что делали сами. А это дорогого стоит. Много ли вы знаете компаний, где руководители среднего и высшего звена вместе создают свою стратегию?
                                                        2021 ©️ Все права защищены.
                                                        А ЕСЛИ МНЕ УЖЕ ПОНЯТНО, ЧТО НУЖЕН ТАКОЙ ПРОЕКТ?
                                                        Оставьте заявку или свяжитесь со мной напрямую.
                                                        МНЕ ВАЖНО, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИИ
                                                        Made on
                                                        Tilda